Как-то я столкнулся с тем, что не смог найти подходящий для своих целей и удобный трекер прочитанных книг. Я читаю много бумажных книг, много электронных и манги. Бумажные покупаю, потом продаю или отдаю, а электронные читаю в разных сервисах. В итоге у меня нет единой библиотеки со всеми книгами, прошедшими через мои руки. Очень хочется вести учёт, оценивать и контролировать всё это дело, но в App Store я так и не нашёл ничего удобного. Если ничего нет, то сделаю сам в Notion!
Готовые трекеры
Практически в каждой электронной читалке есть свой трекер. Не столь важно онлайн-сервис с подпиской или приложение для чтения книг из памяти — статистика обязательно будет. Только сервисов много, подписок ещё больше, а ещё есть бумажные книги. Всё не получается хранить в одном месте. Тогда можно обратиться к другим приложениям, которые специально создали для учёта книг, но у них есть ряд других проблем:
- Кроссплатформенность — да, некоторые сервисы работают только на Android или только в браузере. Мне бы хотелось иметь удобный доступ к базе книг с любого своего устройства;
- Кастомизируемость — автор приложения подумал, что ему не хочется отслеживать тип книги (бумажная/электронная/аудио), ну он и не добавил это поле в свой трекер. А вместе с этим забыл добавить возможность настраивать карточки книг под себя;
- Библиотека — сложно в этом поверить, но некоторые сервисы позволяют трекать только то, что есть у них в библиотеке. Догадайтесь, сколько книг на русском языке там есть? Я, как можно легко догадаться, большую часть книг читаю именно на русском;
- Открытость — я оплачиваю многие подписки на сервисы, но отдавать 5-10 долларов в месяц за использование максиму 50 МБ на сервере приложения для учёта прочитанных книг я не хочу.
Вот и вышло, что я не нашёл ничего, что бы полностью соответствовало моим требованиям и было бы красивым. Если ничего нет, значит надо делать своё! И тут есть несколько путей:
- Написать своё — самый оптимальный, удобный и интересный вариант. Можно всё полностью настроить под себя, добавить желаемые возможности и ещё с другими поделиться. Но пока на такое нет времени и желания возиться;
- Использовать Excel — можно адаптировать любой сервис электронных таблиц под картотеку. Тут и кроссплатформенность, и кастомизируемость, и бесплатно. Это всё хорошо, но не самый красивый и удобный вариант;
- Шаблон в Notion — после таблиц я вспомнил про Notion. Он почти как таблицы, но только красивый, минималистичный и не заточен под бухгалтерские задачи.
Почему Notion
Notion — такой комбайн для всего и сразу. В нём есть базы данных, канбан-доски, таблицы, всякие украшательства, скриптинг и приложения для всех платформ. В браузере, кстати, тоже можно. Сервис условно бесплатный, у него есть какой-то базовый тариф, но выйти за его рамки одному практически невозможно. Для таких целей нужны помощники.
Если быть честным, то как-то я уже пытался приучить себя пользоваться Notion. Насмотрелся роликов на YouTube, в которых американские подростки ведут в нём целые системы планирования жизни: задачи, заметки, финансы, доски для общих проектов, вики и даже ленденги делают. У меня в итоге так и не получилось. Понял, что такого рода система слишком мощная для меня. Мне удобнее использовать для всего отдельные приложения. Да я даже некоторые проекты разделяют по разным планировщикам.
Компании и стартапы тоже используют Notion, но в основном для внутренних задач: собирают базы знаний, готовят страницы для онбординга новых сотрудников или используют для мозговых штурмов. У Notion нет единого способа применения. Его смысл и заключается в том, что каждый может под себя настроить рабочее пространство, а при желании можно и друзей пригласить в него. Мне как раз это и подходит.
Планирование
На первом этапе я определил для себя, что хотел бы видеть в трекере. Карточка каждой книги должна содержать:
- Название;
- Автора;
- Обложку;
- Тег жанра;
- Статус: читаю, прочитал, бросил;
- Оценку по пятибалльной шкале;
- Тип: бумажная, электронная, аудио.
Ещё в терекере должны быть следующие страницы:
- Полка вообще со всеми книгами;
- Списки:
- «Читаю сейчас»;
- «Прочитал»;
- «В планах»;
- «Бросил».
Что в итоге получилось
Для главной полки со всеми моими книгами я использовал вид «Галерея». Он позволяет отобразить каждую книгу в виде отдельной карточки с обложкой. Так сразу видно всё, что есть в таблице и можно по обложкам найти нужную книгу. Можно применить любой тип сортировки карточек, но я использовал по алфавиту, прям как в настоящей библиотеке.


Далее идут четыре табличных вида: «Читаю сейчас», «Прочитал», «В планах» и «Бросил». Тут привычные таблицы с полями карточек. Меняем что-то в таблице — эти же данные меняются в карточке. В обратную сторону тоже работает. Во всех этих таблицах мне важно быстро получать и редактировать информацию, поэтому именно таблица, а не галерея, как в случае с общей полкой.


Последняя страница называется «Прогресс» и она представлена в виде канбан-доски. Она нужна только для изменения статуса завершения книги. На доске есть разделы «В планах», «Читаю сейчас», «Прочитал», «Бросил». Каждая книга обозначается компактной карточкой с названием. Статус книги изменился — перетащили карточку в нужный раздел. Во всех остальных таблицах данные изменятся автоматически. Очень, как мне кажется, удобно.

А можно попользоваться?
Возможно, кто-то захочет себе такую же систему отслеживания прочитанных книг. А ещё приятнее, что её можно использовать для отслеживания вообще всего: фильмы, сериалы, музыка, места в городе, посещённые страны (для этого есть более удобные сервисы), приготовленные национальные блюда и вообще всё. Поля карточек можно смело менять, сохраняя связь между страницами. Сами страницы тоже можно добавлять.

Я подготовил демонстрационный шаблон, который можно скопировать в своё пространство Notion и модифицировать. Мне не понравился Notion в качестве инструмента организации жизни, но вот для некоторых задач его можно успешно использовать. Посмотреть пример, скопировать его себе и поэкспериментировать можно вот тут.
Что дальше?
Пока мне нравится результат проделанной работы. Я могу быстро добавлять новые книги, изменять параметры старых и вообще оценивать свой прогресс. Теперь все мои книги находятся в одном месте. Ещё у меня была проблема, что я часто оставлял произведения на потом и забывал про них. Теперь я могу отслеживать их на отдельной странице. Да, там их очень много, но теперь я знаю о каждой забытой книге абсолютно всё.
Мне нравится идея написать собственное веб-приложение для трекинга книг. Очень хочу, но пока у меня не так много свободного времени для этого. Может быть, как-нибудь потом. Сейчас я вечерами пишу другой проект, про который, очень надеюсь, расскажу чуть позже.
Добавить комментарий