Ничего не бойтесь. Неважно, с какого раза у вас всё получится. Главное – получится.
Во-первых, надо разобраться, что из себя представляет MBA, и почему книга хочет научить строить бизнес без этой штуковины. MBA — master of business administration (магистр бизнес-администрирования), представляющая собой магистерскую степень в области управления бизнесом. Для организации бизнеса надо учиться? Вообще-то да, но нет. Можно не учиться в специальном заведении, но придётся самому перенимать опыт из книг, чужих кейсов и собственного опыта. Поможет ли как-то книга? Как мне кажется, тоже нет. Польза будет только в том случае, если вы всю жизнь прожили в вакууме, не работали и не ходили на лекции по праву. Теперь по порядку и с самого начала.
Книга представляет собой продукт контент-маркетинга. Её написали и издали только с целью привлечь читателей (потенциальных предпринимателей) к услугам «Тинькофф Бизнеса». За авторством стоит Олег Тиньков, но большую работу проделала команда проекта и Главред. Из приятного можно отметить, что в книге не пытаются скрыть факты рекламы и прямо об этом говорят. Сама реклама тоже не раздражает. К примеру, в главе про управление счетами всё идёт к тому, что нужен отдельный счёт для бизнеса, а такой можно оформить в «Тинькофф». Ссылочка на это дело прилагается, но можно под осуждающие взгляды авторов пойти и в другой банк, выбор за читателем.
Во-вторых, в книге очень базовые знания. Нет, если вы никогда не сталкивались с правовой системой, что очень странно, то вам будет полезно узнать, что самозанятость, товарищество, ИП и АО представляют собой разные формы бизнеса и экономические модели. Да, ещё расскажут про важность налогов (грустно, но их надо платить), бюджеты, планирование, маркетинг, клиентский сервис, переговоры, научат азам Excel и посоветуют обзавестись юристом с бухгалтером (можно на аутсорсе). В книге не идёт речь про строительство огромной международной корпорации по типу Apple или Nestle, дело в маленьком предприятии. Даже если вы планируете открыть домашнюю студию по ноготочкам или хотите вечерами печь капкейки и бенто-тортики для своего магазина во «ВКонтакте», то книга может быть полезной. Как минимум она соберёт все ваши знания в одну кучку и замотивирует перестать бояться и начать. Но той самой MBA от неё не стоит ждать, а в перспективе она нужна. Вы же хотите, чтобы ваши тортики хвалили за пределами домашнего района, а с вашим маникюром ходила на показы Карди Би?
Читается книга максимально легко и без проблем. Она не похожа на академические учебники по экономике, и у меня ушло на неё суммарно часа три. В «Букмейте», к огромному сожалению, нет трекера времени, а секундомером я ничего не засекал. Во время чтения возникает ощущение, что общаешься с тем самым приятелем, который постоянно загорается идеями и убеждает тебя, что на этот раз всё точно получится. Книгу выпустили под редакцией Главреда, а мне удалось найти пару опечаток. Нет, я понимаю, что все могут ошибаться, но приятно убеждаться, что не только я косячу в текстах. Никакого злорадства, только факты.
Авторы на самом деле уделяют большое внимание мотивации и приводят примеры на среднестатистических людях, а не на Джефф Безосах с Илонами Масками. Они, конечно, классные и явно что-то знают про бизнес, но такие далёкие от обычных людей из панельных кварталов. К концу книги может показаться, что вот прямо сейчас можно идти оформлять ИП. Но только для начала бюджет, планирование и анализ потенциальных клиентов. И да, продавать имущество для получения стартового капитала — очень плохая идея. В книге об этом тоже упоминается.
«Бизнес без MBA» классная книга для тех, кто планирует начать своё дело, но читать можно и просто так. В любом случае время проведёте интересно и узнаете что-то новое про бизнес и предпринимательство.
Оценка: ⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️